Резюме
Проводилось тщательное исследование устойчивости к коррозии различных частей кузова и скрытых полостей автомобилей разных марок. Вырезались части дверей, капота, багажника, крыльев, арок, днища автомобиля для исследования их состояния и поверхностной обработки. Таким методом можно выявить коррозию на очень ранней стадии, задолго до того, как она станет визуально различима. Было исследовано в общем 555 автомобилей, пострадавших в авариях. Цель исследования - установить степень устойчивости к коррозии различных моделей автомобилей и оценить ее в зависимости от конструкции автомобиля, выбора метода и материалов для обработки поверхностей против коррозии. Более того, данное исследование может послужить в качестве руководства по антикоррозийной защите автомобиля для его владельца.
Статистический анализ степени коррозии показал, что автомобили Ауди 100, Вольво 700, Мерседес 124, Пежо 205, БМВ-3 серии, Фольксваген Гольф значительно превосходят по устойчивости к коррозии такие модели как Опель Кадет и Астра, Мицубиши Кольт, Ниссан Примера, Форд Сьерра и Тойота Королла. Единственный наиболее важный фактор в достижении хорошей защиты от коррозии – это использование цинкового покрытия толщиной в 7 – 10 микрон. Менее тонкий цинково-никелиевый слой в 2 – 5 мк обеспечивал в большинстве случаев защиту на менее чем на 7-летний срок. Другими факторами для избежания коррозии на более длительный срок являются антикоррозийные материалы, хорошая пенетрация как грунта, так и антикоррозийного реагента, а также эффективное применение адгезивных материалов.
Ни один из семилетних автомобилей не обнаружил перфорированную коррозию, хотя значительные повреждения были выявлены по периметру дверей, по днищу и в месте между задним крылом и колесной аркой. Коррозия в скрытых полостях была обнаружена только на моделях, где производитель не применял антикоррозийных реагентов или делал это в недостаточном количестве, поэтому такие автомобили рекомендуется обработать как можно быстрее и обязательно после 3 – 4 лет эксплуатации. Все другие автомобили, которые были добросовестно защищены от коррозии еще производителем, не требуют дополнительной антикоррозийной обработки в первые 7 лет эксплуатации. Однако, следует отметить, что наилучший результат в защите автомобиля от коррозии добиваются те, кто следует рекомендациям поставщиков.
1. Введение
Шведский институт коррозии провел исследование устойчивости к коррозии различных частей кузова и скрытых полостей автомобилей разных марок. Проект частично финансировался пожертвованиями 24 компаний и организаций из скандинавских стран, Англии и Германии, представляющих производителей автомобилей и антикоррозийных материалов, потребителей и автомобильных ассоциаций.
2. История вопроса
есколько лет назад производители и поставщики автомобилей ввели гарантию против перфорированной коррозии. Этот позитивный шаг вызвал, однако, некоторое недоумение у владельцев автомобилей касательно необходимости дополнительной антикоррозийной защиты, особенно в гарантийный период. Воздействие коррозии на автомобиль 18 различных марок уже исследовалось Шведским Институтом коррозии. Вырезались части дверей, капота, багажника, крыльев, арок, днища автомобилей пострадавших в авариях, для исследования их состояния и поверхностной обработки. Таким методом можно выявить коррозию на очень ранней стадии, задолго до того, как она станет визуально различима. Были установлены существенные различия в степени устойчивости к коррозии в зависимости от конструкции автомобиля, выбора метода и материалов для обработки поверхностей против коррозии. Результаты оказались очень интересными и было решено продолжить и расширить исследование посредством анализа новых моделей автомобилей.
3. Цель
Цель исследования - оценить и сравнить степень устойчивости к коррозии различных моделей автомобилей после 4 лет эксплуатации и оценить ее в зависимости от конструкции автомобиля, выбора метода и материалов для обработки поверхностей против коррозии. Результаты данного исследования могут послужить в качестве основания для принятия решения о дополнительной антикоррозийной защите автомобиля для его владельца.
4. Техническое планирование.
Было включено дополнительно 18 моделей автомобилей в дополнение к предыдущему исследованию. Таким образом, новые результаты можно сравнить с предыдущими и в то же время проследить развитие коррозии во времени. Таблица 1. представляет модели и количество исследованных автомобилей.
4.1. Инспектируемые части автомобилей.
Существенных изменений в методике исследования не произошло. Инспектировались сварные швы и изогнутые края, которые в наибольшей степени подвергаются коррозии. На такие места труднее всего нанести антикоррозийные материалы, они дольше всего подвергаются воздействию влаги и размораживающих солей.
Для анализа вырезались части из: дверей, капота, багажника, заднего крыла/колесной арки, перекладины днища и из скрытых полостей на перекладине. Практически вырезались части только из пострадавших в авариях автомобилей и в среднем по 6 частей на один автомобиль, но только на неповрежденных участках. Неповрежденные части автомобиля не подвергались резке, их просто продавали, поэтому для некоторых моделей автомобилей не набралось большого количества исследуемых поверхностей.
Также в исследование включались только автомобили, которые эксплуатировались в зимних условиях на посыпаемых солью дорогах, чтобы максимально изучить воздействие окружающей среды на автомобиль. Это в основном автомобили из северных районов. В целом, было исследовано 555 автомобилей: из них 336 из Швеции, 152 из Дании, 38 из Финляндии, 16 из Норвегии, 13 из Германии. Анализу подверглись 3750 поверхностей.
4.2. Методика исследования.
На рис. 2 схематически представлены анализируемые поверхности дверей, капота и багажника. Поверхности А и В исследовались раздельно, степень коррозии оценивалась по следующей шкале:
Охват поверхности видимой ржавчиной:
Далее, степень покрытия поверхности ЕС-грунтом, антикоррозийным и адгезивным реагентом определялась по следующей шкале:
Был также произведен опрос производителей автомобилей по применения материалов на различные части автомобиля. Более того, проводились выборочные тесты по определению металлического покрытия и его толщине в лаборатории Шведского Института коррозии.
5. Результаты
5.3. Сравнение между различными моделями автомобилей.
5.3.2. Модели 1992 г.
Устойчивость к коррозии различных частей автомобилей после 4х лет эксплуатации представлены на рис. 10 – 15.
Двери.
60% исследованных дверей на автомобилях 1992 г. выпуска не имеют или имеют незначительную коррозию, а 10% имеют сильную коррозию (рис. 10).
Рисунок 10
БМВ – 3 серии и Фиат Типо были без коррозии. Фиат Типо не имеет коррозии совсем, поскольку на всю поверхность двери нанесен толстый слой цинка. Тойота Королла, Хюндай Пони и Мицубиши Кольт имели более 30% сильной коррозии.
Капот.
Кромки капота Ауди 100, Хонды Аккорд, Мерседеса 124, Сааба 9000 и Вольво 800 (рис. 11) не имели коррозии совсем, но исследование проводилось только на 2 образцах для Хонды и Мерседеса, поэтому результаты не могут считаться надежными.
Рисунок 11
Ненадежность результата касается также и Хюндая Пони, но эти поверхности были сильно корродированны. Боле 50% поверхностей Опеля Астра имели сильную коррозию.
Крышка багажника.
Сильную степень коррозии имели 4 из 6 образцов от Опеля Астра, 4 из 14 образцов от Форда Сьерра, 1 из 6 от Вольво 800 и 1 из 10 от Мазда 626 (рис. 12).
Рисунок 12
Заднее крыло/колесная арка
Все эти поверхности на Опель Астре имели коррозию, а 80% из них – сильную коррозию (рис. 13).
Рисунок 13
Поверхность оцинкована только с одной стороны, очень слабо обработана ЕС-грунтом, частично адгезивами и не обработана совсем антикоррозийными материалами. На Рено Клио было обнаружено много поверхностей с сильной коррозией. Совсем нет коррозии на Ауди 100, Фиате Типо, Мерседесе 124 и Пежо 205. Однако, на некоторых этих моделях не имелось достаточного материала для исследования, поэтому результаты не могут считаться абсолютно достоверными.
Задняя перекладина, внутренние поверхности
Сильная коррозия на открытых поверхностях имелась только на 4 моделях, остальные 11 не имели ее вообще. Наибольший процент сильной коррозии обнаружен на Ниссан Примера, где отсутствует как оцинковка, так и антикоррозийная обработка, и на Мицубиши Кольт с тонким цинковым слоем и частичной обработкой антикоррозийными материалами. Сильная коррозия на открытых поверхностях задней перекладины была у Опель Астры и Тойоты Короллы (рис.14).
Рисунок 14
Задняя перекладина, изогнутые поверхности
Коррозия обнаружена на 54% этих поверхностей, из них 15% сильно повреждены коррозией (рис.15).
Рисунок 15
На этом основании можно сделать вывод, что данные поверхности наиболее подвержены коррозии. Мерседес 124, Пежо 205 (хотя количество тестируемых частей было малым) и Вольво 800 не имели коррозии совсем, а данные поверхности Ниссана Примера были полностью корродированны, 50% из них имели сильную коррозию. На Форде Сьерра 97% изогнутых поверхностей на задней перекладине проржавлены, 40% из них – сильно.
5.4. Ранжирование моделей
Был проведен статистический анализ для того, чтобы определить существуют ли важные различия в воздействии коррозии на различные модели автомобилей при учете всех факторов. Следующая формула определяет среднюю степень коррозии для различных моделей
Степень коррозии, средний балл= 0 -Х0 + 1-Х1 + 2 – Х2 + 3- Х3 + 4 – Х4
количество исследованных поверхностей
где Х; = { количество исследованных поверхностей со степенью i}.
Сравнение учитывает только степень коррозии, но не величину ее распространения. С другой стороны, 2 следующих метода взвешивания учитывают как степень коррозии, так и ее величину. Это описано в главе 6.5. и наглядно представлено в таблицах, которые выявляют важные различия между моделями.
Ранжирование автомомбилей по их устойчивости к коррозии представлено в таблице 2. Ауди 100, Вольво 700, Мерседес 124, Пежо 205, БМВ – 3 серии и Фольксваген Гольф гораздо лучше средних показателей, таких как у Мицубиши Кольт и Мазды 626. Только Опель Кадетт значительно хуже среднего уровня, хотя и Фиат Уно, Тойота Королла, Рено 5 и Лада Самара тоже имеют чуть более плохие результаты, чем средние.
Разница между 4-хлетними автомобилями менее заметна, поскольку коррозия не успела еще сильно распространиться. Средние показатели обнаружились у Фиата Типо и Сааба 9000. Нет автомобилей, которые были существенно лучше или хуже, чем средние, но разница между самой лучшей и самой худшей моделью – огромная. Самыми устойчивыми к коррозии автомобилями оказались Ауди 100, Мерседес 124, и БМВ – 3 серии, в то же время Опель Астра, Хюндай Пони, Мицубиши Кольт и Нисан Примера – нименее устойчивыми.
Таблица 2. Ранжирование и средние баллы моделей автомобилей.
Размещение моделей-лидеров по устойчивости к коррозии с течением времени практически не изменилось. Наибольший прогресс коррозии обнаружился у Тойоты Короллы. Средний балл упал с 0,7 до 1,9. и сравнялся с Фиатом Уно и Опелем Кадеттом.
6.2. Эффективность антикоррозийной обработки.
Обработка антикоррозийными реагентами очень важна для устойчивости автомобилей к коррозии, также как и наличие цинкового покрытия. В данном исследовании мы сосредоточимся на таком методе как антикоррозийная обработка жидким материалом для скрытых полостей, который наносится в те места, где невозможно обработать адгезивами или полностью загерметизировать.
В основном скрытые полости на большинстве автомобилей обрабатываются жидким материалом или расплавленным воском еще на заводах. Всем агентствам по продаже автомобилей в скандинавских странах были разосланы анкеты с вопросом о том, производится ли после-заводская антикоррозийная обработка автомобилей по прибытию в страну. Такая обработка делается в Норвегии только для Форда Сьерра, Лады Самары, Рено5; в Финляндии – для Хюндай Пони, Лады Самары, Мицубиши Кольт и Рено 5. Хюндай Пони для Норвегии дополнительно обрабатывается на заводе.
Несмотря на позитивное и эффективное воздействие применения антикоррозийных материалов и, в частности, материалов для скрытых полостей на увеличение устойчивости автомобилей к коррозии, некоторые производители не применяют данные материалы: это касается Мазды 626, Ниссана Примеры, Рено Клио и Тойоты Короллы. Наблюдается также разница в степени нанесения данных материалов и в том, насколько хорошо делается такая обработка.
Обработка антикоррозийными реагентами особенно важна, если на слабые места, такие как точечно-сварные швы перекладины днища или места между задним крылом и колесной аркой, не наносились адгезивы. На моделях 4-летней давности, где не было оцинковки или обработки антикоррозийными материалами, более 50% исследуемых образцов были сильно корродированны (рис. 18).
Рисунок 18
Автомобили с хорошей обработкой антикоррозийными материалами обнаружили поверхностную коррозию только в 40% случаев на слабых местах, а автомобили с тонким цинковым слоем без обработки в 30% случаев имели сильную коррозию. Итак, ни один из автомобилей с хорошей обработкой антикоррозийными материалами не имел сильной коррозии на сварных швах перекладины днища.
Но, к сожалению, малое количество исследуемых образцов не дает возможности установить статистически надежную зависимость устойчивости к коррозии от применения антикоррозийных реагентов. Однако, не может быть сомнения в положительном влиянии антикоррозийных материалов на увеличение устойчивости автомобилей к коррозии. Наиболее эффективная обработка производится на заводах, когда автомобиль еще находится в чистом и сухом состоянии.
Если такая обработка не производилась на заводе совсем или недостаточно, то ее необходимо сделать как можно быстрее. Наше исследование показывает, что автомобили с заводской обработкой антикоррозийными материалами в разумных пределах требуют дополнительной обработки после 3 – 4 лет эксплуатации, автомобили с «добросовестной» обработкой на заводе рекомендуется дополнительно обработать после 7 лет эксплуатации. Но в любом случае необходимо соблюдать рекомендации производителей для поддержания гарантии и для обеспечения совместимости применяемых антикоррозийных материалов.
7. ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показывает, что наиболее распространенные модели автомобилей имеют более или менее серьезную коррозию после 4 – 7 лет эксплуатации. Хотя эти повреждения автомобиля в большинстве случаев не влияют на безопасность, но они означают необходимость ремонта такого автомобиля в ближайшем будущем с сопутствующими денежными расходами.
С другой стороны, некоторые модели автомобилей смогли полностью избежать коррозии посредством хорошего сочетания конструкции и материалов, а также тщательного нанесения антикоррозийных и адгезивных материалов и применения специальных покрытий.
Исходя из исследования можно придти к следующим важным заключениям:
VW Golf – одна из лучших моделей. Только на капоте обнаружен тонкий слой цинка, а в остальном – все выше среднего: хорошее покрытие ЕС-грунтом, и антикоррозийными материалами на балке днища и на заднем крыле/колесной арке, хорошая обработка адгезивами.
Toyota Corolla - быстрое ухудшение устойчивости к коррозии. Причина – очень тонкий цинковый слой и отсутствие обработки антикоррозийными материалами. Отсутствует цинковое покрытие на дверях, они слека только обработаны ЕС-грунтом и адгезивами.
Saab 9000 1992 выше среднего уровня. Улучшена устойчивость к коррозии цинковым покрытием на двери, и более тщательной обработкой антикоррозийными материалами, особенно на заднем крыле.
Renault 5 - ниже среднего, сильная коррозия на всех частях, цинковое покрытие не применяется, обработка антикоррозийными материалами не производится. Рено Клио – на среднем уровне. Основная проблема на заднем крыле / колесной арке, обработка антикоррозийными материалами также не производится.
Peugeot 205 - выше среднего, хотя статистических данных недостаточно. Пежо использует особый материал для сухой герметизации швов, что дает прекрасную устойчивость к коррозии, в частности, на заднем крыле / колесной арке.
Nissan Sunny имеет больше, а Nissan Primera значительно больше коррозии, чем средний уровень, от 20 до 40% сильной коррозии, поскольку обработка антикоррозийными материалами совсем не производится.
Mitsubishi Colt 1992 значительно хуже среднего уровня из-за тонкого цинкового слоя и недостаточной обработкой антикоррозийными материалами (а также адгезивами). Сильная коррозия найдена на всех исследуемых поверхностях.
Mercedes Benz 124 – одна из лучших моделей. Коррозия на заднем крыле и капоте немного отодвинули эту модель назад по шкале рейтинга из-за одностороннего цинкового покрытия дверей, капота, заднего крыла/колесной арки. Автомобиль хорошо обработан Ес-грунтом и антикоррозийными материалами, а также частично адгезивами.
Mazda 626 близка к среднему уровню. Тонкий цинково-никелиевый слой хорошо защищает автомобиль на 3-4 года, но далее развивается сильная коррозия. Как и многие японские автомобили Mazda 626 совсем не рбопбатывается антикоррозийными материалами.
Lada Samara значительно ниже среднего уровня. Не имеет цинкового покрытия, только частично обработана Ес-грунтом и адгезивами на дверях и капоте. Единственное место, где не наблюдалось сильной коррозии – это внутренние поверхности балки днища, обработанные антикоррозийными материалами.
Hyundai Pony был выбран как замена модели Лада Самара на 1992г. Исследовано только 4 машины, что не дает устойчивой статистики. Модель имеет хорошую защиту Ес-грунтом на заднем крыле/колесной арке и внутри балки днища. Другие поверхности только частично обработаны Ес-грунтом, антикоррозийными материалами и адгезивами.
Honda Accord имеет коррозию среднего уровня или немного меньшую. Но малая статистика не позволяет представить надежные результаты, но сильная коррозия обнаружена после 7 лет эксплуатации на заднем крыле и балке днища.
Fiat Uno после 7 лет эксплуатации имеет гораздо худшую устойчивость к коррозии, чем средний уровень. Сильная коррозия обнаружена уже на 50% поверхности дверей, заднего крыла и балки днища. Крышка багажника и капот, покрытые цинковым слоем, сохранились намного лучше. Устойчивость к коррозии Fiat Tipo - на среднем уровне. Цинковое покрытие дверей на Fiat Tipo полностью предотвращает здесь развитие коррозии.
Ford Sierra –хуже среднего уровня из-за отсутствия цинкового слоя. Сильная коррозия найдена на изогнутых поверхностях заднего крыла и балки днища, где обработка антикоррозийными материалами была недостаточной. Применение адгезивов на крышке багажника и капота несколько смягчило коррозию на этих местах.
Citroen BX – на среднем уровне. Но капот и крышка багажника производятся из стекловолокна, а конструкция заднего крыла/колесной арки была изменена, что позволило значительно снизить коррозию на этих местах, хотя стекловолокно имеет свои недостатки. Также малая статистика не позволяет дать устойчивый результат.
BMW 3-серии значительно лучше среднего уровня. Эта модель одна из трех, которая имеет цинковое покрытие на всех исследуемых местах, что прекрасно защищает автомобиль от коррозии. А также обработка антикоррозийными материалами заднего крыла и балки днища и нанесение адгезивов на другие изогнутые поверхности вносят свой вклад в защиту от коррозии этого автомобиля.
Audi 100 – также одна из трех моделей, которая имеет цинковое покрытие толщиной 8 – 10 mrn на всех исследуемых местах. Audi 100 хорошо обработан восковыми антикоррозийными материалами на балке днища и адгезивами на закраине дверей, капоте и крышке багажника. Все вместе, а также конструкционные особенности, в частности, балки днища, выдвигают данную модель как одну из самых лучших с точки зрения устойчивости к коррозии.
Обозначения различных покрытий:
No No coating нет покрытия
HdZn Hot-dipped zinc coating горячее цинковое покрытие
HdZnFe Hot-dipped zinc-iron coating горячее цинково-железное покрытие
ElZn Electrolytic zinc coating электролитическое цинковое покрытие
EIZnFe Electrolytic zinc-iron coating электролитическое цинково-железное
EIZnNi Electrolytic zinc-nickel coating электролитическое цинково-никелиевое
EIZnNi+org Electrolytic zinc-nickel coating + organic coating электролитическое цинково-никелиевое покрытие + органическое
Zn-rich paint Organic paint rich in zinc органическое окрашенное покрытие с большим содержанием цинка
No/ElZn One side with no coating, reverse side with electrolytic zinc coating одна сторона – без покрытия, обратная сторона с электролитическим цинковым покрытием.
Рисунки10 -15
Door hem flange 1992 - закраина двери
Hood hem flange 1992 – фланец (реборда) капота
Boot lid hem flange 1992 - закраина крышки багажника
Rear wing/wheel house 1992 – заднее крыло / колесная арка
Bottom rail, inner surfaces 1992 – (задняя) балка днища, внутренние поверхности
Bottom rail, crevice surfaces 1992 – (задняя) балка днища, внешние поверхности